Эмблема инженерных войск СА Сплав науки и отваги - инженерные войска!


Первый русский воинский устав

Первым из дошедших до нас русским воинским уставом, обобщившим военно-инженерный опыт, является «Устав ратных, пушечных и других дел, касающихся до воинской науки» (начало XVII в.). Автором его является Онисим Михайлов.

В «Уставе ратных, пушечных и других дел» с детальным знанием дела рассматривался весь комплекс вопросов, связанных с возведением укрепленных городов и крепостей, начиная с инженерной разведки местности, устройства оград и отдельных фортификационных сооружений и кончая организацией системы огня и подсчетом необходимого количества артиллерии.

Особое внимание уделялось осаде и обороне укрепленных городов и крепостей, в частности вопросам организации квалифицированной инженерной разведки укреплений, выбору места для расположения своих войск, наиболее выгодных участков для устройства полевых укреплений, тарас, туров, а также заблаговременной подготовке технических средств, размещению осадной артиллерии и т. д.

«Устав ратных, пушечных и других дел» замечателен не только своими техническими рекомендациями в различных областях военно-инженерного искусства, но и предлагаемой схемой организации инженерных войск. Суть организационной схемы сводилась к следующему:

  • инженерные подразделения организационно включались в состав артиллерии, так как в ходе боевых действий армии они должны были иметь тесное взаимодействие с артиллерией;
  • основываясь на боевом опыте, инженерные войска включали три основные специализации—саперы, минеры и понтонеры;
  • войска должны были иметь на вооружении возимый переправочный парк и табельный шанцевый инструмент.

Характерно, что численный состав инженерных подразделений по рекомендации «Устава» определялся в зависимости от общего состава войск, участвовавших в походе.

В основу расчета было принято, что осадная армия состояла из 60—80 тыс. человек и имела на вооружении не менее 100 пушек. Для проведения инженерных мероприятий по обеспечению боевых действий этой осадной армии предусматривались четыре прапоры шанцекопов (т. е. четыре отряда саперов), горокопы (минеры) и команда переправочного парка с табельными переправочными средствами. Каждая прапора шанцекопов вместе с командным составом насчитывала 406 человек, а численность всех прапор составляла 1624 человека. Специальная команда минеров по рекомендации «Устава» включала 100 горокопов. Переправочный парк состоял из пяти лодок (стругов), возимых на телегах вслед за войсками. Команда переправочного парка—28 человек.

Таким образом, общая численность инженерных войск осадной армии согласно «Уставу» должна была достигать 1800 человек, т. е. около 2,2—3% всего состава армии.

Рекомендуемая структура инженерных частей и подразделений во многом предвосхищала их последующую организацию в XVIII—XIX вв. (прапоры шанцекопов соответствовали будущим саперным батальонам, сотни горокопов—минным ротам), однако по ряду причин как внешнего, так и внутреннего характера предлагаемая «Уставом» организация инженерных войск в ту пору не была осуществлена в русской армии.

 

Создание и развитие инженерных формирований в России

Создание русской регулярной армии и инженерных формирований связано с военной реформой Петра I; осуществление ее было подготовлено всем предшествующим развитием военного дела, начиная со времен Ивана Грозного. Реорганизация армии, предпринятая в конце XVII в., завершилась в первое десятилетие Северной войны.

Исследования военных инженеров А. И. Савельева, Ф. Ф. Лесковского свидетельствуют о том, что организация первых регулярных инженерных подразделений была начата Петром I в 1700—1701 гг. В частности, указывается на первое упоминание о минерах при осаде Нарвы в 1700 г., на предполагаемое время основания минерной роты в 1702 г., а также на списки минерной роты, составленные в 1710 г.

Трехсотлетняя история инженерных войск ведет свой отсчет с подписанного Петром I 21 января 1701 года указа о создании первой инженерной школы.

Организация инженерных подразделений была закреплена указом Петра I от 8 февраля 1712 г., когда были утверждены первые их штаты и численность команды военных инженеров при артиллерийском полку. В состав артиллерийского полка включалась минерная рота (75 человек), инженерная команда (35 человек) и понтонная команда (36 человек). Объединенные в силу специфики выполняемых задач с артиллерией инженерные подразделения составляли 14% ее численности.

Широкая потребность в инженерных мероприятиях для молодой регулярной армии и растущего государства не могла быть полностью решена созданием специальных подразделений. Нужны были и другие меры, а именно инженерная подготовка войск в целом. К этому предусматривалось привлечь команду военных инженеров при артиллерийском полку.

В 1713 г. указом Петра I «повелено было, чтобы пребывавшие в зимнее время в С.-Петербурге офицеры и унтер-офицеры Преображенского полка не проводили времени в праздности и гульбе, а обучались инженерству». Несколько лет спустя ---10 марта 1721 г,—этот указ был распространен и на другие полки. Учитывая недостаток в специалистах, в качестве поощрительной меры за хорошее усвоение «инженерства» офицеры получали повышение в чине. «Зело нужно дабы офицеры знали инженерство, того и унтер-офицерам оному обучатца, а егда и то не будет знать, то выше чинами производитца не будет».

В дальнейшем область использования специальных формирований расширилась, что было связано не только с боевыми действиями, но и с укреплением границ и с гражданским строительством. Встал вопрос об отделении инженерной службы от артиллерии. В 1724 г. были введены новые штаты, согласно которым инженерные части состояли из инженерного полка (офицеры и кондукторы — всего 236 человек) и минерной роты (89 человек). Инженеры и кондукторы включались также и в состав гарнизонов крепостей. Кроме того, в каждой губернии обязан был находиться инспектор из инженеров.

Общее количество полевых и гарнизонных инженеров и кондукторов, не считая инженеров минерной роты и понтонеров, остававшихся при артиллерии, составляло 12 штаб-офицеров, 67 обер-офицеров, 274 кондуктора—всего 353 человека. С 1722 г. при каждом армейском полку имелся обер-офицер инженер, являвшийся по существу полковым инженером и руководивший инженерными работами, а также обучением офицеров «инженерству».

Преобразования, осуществленные при Петре I в организации военно-инженерного дела, определили его развитие на протяжении всего XVIII века.

С 1742 г.—уже при Елизавете—наиболее важные дела инженерного и артиллерийского ведомства сосредоточивались в канцелярии главной артиллерии и фортификации, а для разрешения всех прочих вопросов по инженерной части была учреждена при канцелярии фортификационная контора.

К началу Семилетней войны инженерные формирования русской армии состояли из военных инженеров, кондукторов, инженерных учеников, роты минеров и мастеровых. В полевую армию в 1756 г. была включена только минерная рота (120 человек) и при артиллерии находилась понтонная команда (30 понтонов). Этих сил для обеспечения военных действий было явно недостаточно, поэтому в январе 1757 г. понтонная команда была развернута в роту из трех отделений по 30 человек в каждом, а взамен минерной роты сформирован инженерный полк шестиротного состава. Всего в полку было 1830 человек с необходимым по табелю инструментом и снаряжением.

В ходе сражений периода Семилетней войны возросла необходимость быстрого наведения переправ и строительства мостов через водные преграды. Совершенствовалась переправочная техника понтонных подразделений. В 1759 г. на вооружение русской армии поступили парусиновые понтоны, сконструированные капитаном Андреем Немым, которые по своей легкости, удобству наводки моста и транспортабельности представляли собой весьма эффективное для того времени табельное переправочное средство. Понтон, предложенный А. Немым, состоял из двух частей: деревянного каркаса и съемной обшивки из парусины (длина понтона поверху 6,4 м, высота 0,71 м, ширина 1,6 м, грузоподъемность 5,8 т, вес 230 кг). Понтон отличался простотой конструкции, небольшим весом и обходился в 10 раз дешевле существовавших ранее медных понтонов.

Во второй половине XVIII в. в связи с изменением характера сражений потребность в минерах и мастеровых, выделявшихся для осады крепостей, сократилась. В 1763 г. инженерный полк был расформирован. Для обеспечения осады крепостей были оставлены две роты: минерная (287 человек) и пионерная (236 человек).

В 1771 г. в целях содействия боевым действиям войск в полевых условиях и прежде всего для перелравочно-мостовых работ кроме уже имевшихся подразделений формируется «пионерный батальон генерального штаба» (4 эоты). Однако просуществовал он недолго и в 1775 г. был расформирован в связи с оторванностью от войск. Но одновременно в состав рот пехотных полков вводился специалист дорожнс-мостовой службы. Была также образована еще одна понтонная рота (количество понтонов в ротах достигало 140).

К концу XVIII в. численность инженерных войск увеличивается. В 1797 г. был сформирован пионерный полк трехбатальонного состава (каждый батальон включал три пионерные и минерную роты). Однако принятая организация была громоздкой, роты полка находились в различных местах и фактически представляли собой самостоятельные единицы. К тому же инженерная служба в целом продолжала ос1аваться в составе артиллерии, что также не отвечало принципам стратегии массовых армий.

В 1802 г. в связи с образованием военного министерства Артиллерийская экспедиция была разделена на два самостоятельных ведомства: артиллерийскую и инженерную экспедицию. С этого времени инженерная служба окончательно отделилась от артиллерии, в ведении последней остались только понтонеры.

В 1803 г. произошли некоторые изменения в составе и организации инженерных войск. Имевшийся пионерный полк был развернут в два пионерных полка. Полк состоял из двух батальонов, но батальоны включали не 6, а 4 роты: три пионерные и одну минерную.

На основании боевого опыта в 1806 г. вводятся новые штаты, увеличивается численность инженерных войск и несколько меняется их организация. По новой организации полк состоял из минерного и двух пионерных батальонов, в каждом — по четыре роты. В 1810 г. в ходе частичной реорганизации создаются однотипные батальоны.

С началом Отечественной войны 1812 г. в действующей армии насчитывалось 10 пионерных и минерных рот. Боевые действия также обеспечивали понтонные роты, состоявшие при артиллерии. 14 пконерных и минерных рот находились в крепостях.

Вступив в командование армией, М. И. Кутузов издал приказ об объединении всех пионерных рот под общим командованием начальника сообщений армии генерала Ивашева, который организовал две так называемые военные бригады, получив от Кутузова указания в отношении их использования.

Готовясь к контрнаступлению и добиваясь большей подвижности инженерных подразделений, Кутузов предписал генералу Ивашеву «составить команду из 600 человек конных ратников, которых удобно было бы обращать впереди армии для исправления дорог». Это были первые в истории конно-пионерные эскадроны.

Перед заграничным походом вместо двух пионерных полков были развернуты саперный и два пионерных полка трехбатальонного состава каждый. Причем саперные батальоны включали минерные и саперные роты. В целом количество инженерных формирований было доведено до 40 рот (8 минерных, 8 саперных и 24—пионерные).

    Саперы и минеры использовались при постройке долговременных укреплений и на работах, которые производились при атаке и обороне крепостей. Пионерные подразделения предназначались для устройства дорог, мостов, полевых укреплений, разрушения неприятельских заграждений на направлении действий своих войск. Понтонеры наводили наплавные мосты.

Опыт Отечественной войны 1812 г. выявил необходимость реорганизации инженерных войск, главным образом увеличения их численности. С 1816 по 1822 г. осуществляется переход к батальонной системе в. инженерных войсках из расчета один пионерный или саперный батальон на армейский корпус. В 1819 г. саперные и пионерные батальоны были сведены в три пионерные бригады.

С созданием бригад упорядочивалась специальная подготовка батальонов для военного времени. В каждую бригаду входили саперный и 2—3 пионерных батальона. В 1829 г. пионерные батальоны были переименованы в саперные, а с 1844 г. и минерные роты стали саперными. С этого времени все бригады начали именоваться саперными.

Важным звеном в реорганизации была передача в 1822 г. понтонных рот из артиллерийского ведомства в инженерное, что позволяло инженерным частям обеспечивать переправами не только артиллерию, но и другие рода войск. Понтонные роты организационно были введены в состав саперного и пионерных батальонов. Тогда же формируются гвардейский и армейский конно-пионерные эскадроны, необходимость которых выявилась еще в 1812 г. Позднее эти эскадроны были объединены в гвардейский конно-пионерный дивизион, который просуществовал до 1862 г.

Организационные мероприятия имели большое значение. Инженерные войска окончательно отделились от артиллерии, оформившись в самостоятельный род войск. К концу первой четверти XIX в. их численность превысила 21 тысячу человек, что составляло около 2,3% всего состава армии.

К началу Крымской войны 1853—1856 гг. инженерные войска русской армии состояли из 9 линейных, учебного и 2 резервных саперных батальонов, а также 2 пионерных эскадронов. Понтонные подразделения были сведены в группы по шести и по три отделения и распределены между резервными батальонами. Все эти части по-прежнему объединялись в трех саперных бригадах.

Основной недостаток инженерных войск заключался в слабой технической оснащенности и продолжавшемся отрыве саперных батальонов от управлений бригад и армейских корпусов, которые они обеспечивали.

Социально-экономические изменения в развитии общества конца XIX в., связанные с перерастанием капитализма в свою высшую стадию империализм, бурный рост производственно-технических возможностей, развитие техники приводят к существенным изменениям в возможностях армий, в военном и военно-инженерном искусстве. Широкое строительство железных и шоссейных дорог, использование телеграфа и телефона способствуют повышению маневренности войск и оперативности управления ими. В капиталистических государствах создаются массовые технически оснащенные армии.

Изменение материально-технических условий ведения войны требовало решительных преобразований в русской армии. Военные реформы в России, проведенные в 1860—1874 гг., превращали феодально-крепостническую армию в массовую армию буржуазного типа.

Существенные изменения претерпели и инженерные войска. В их составе появляются специальные железнодорожные подразделения и части—сначала военные железнодорожные команды (1870 г.), а с 1876 г.— железнодорожные батальоны. Тогда же создаются 9 военно-походных телеграфных парков (каждый имел 35 км телеграфной линии и 1000 м подводного речного кабеля). Завершается процесс переформирования понтонных парков в понтонные батальоны, получившие на оснащение металлический парк Томиловского.

Для подготовки специалистов подводно-минного дела, которое прочно вошло в круг задач инженерных войск, 17 марта 1857 г. было открыто специальное учебное заведение — техническое гальваническое.

К началу русско-турецкой войны 1877—1878 гг. инженерные войска составляли 2,8% полевой армии (20,5 тыс. человек). Сведенные в бригады саперные батальоны состояли из пяти рот (всего 900 человек), понтонный батальон—из двух рот (500 человек), железнодорожный — из четырех (две строительные и две эксплуатационные). Впоследствии, уже после окончания войны, каждый армейский корпус обеспечивался саперным батальоном четырехротного состава (три саперные и одна телеграфная). Увеличилось количество железнодорожных батальонов, электротехнических подразделений, крепостных минных рот. В инженерных войсках появились новые специальности:воздухоплавание и голубиная связь. Для улучшения материально-технического обеспечения были основаны полевые инженерные парки.

К концу века полевые инженерные войска русской армии в мирное время имели 30 батальонов, 25 парков и 7 отдельных рот. Основная часть их была объединена в 7 бригадах (5 саперных, кавказская саперная и железнодорожная). Саперная бригада включала 2—3 саперных, 1—2 понтонных батальона, 1 инженерный и 2—3 телеграфных парка. Как технический род войск инженерные войска предназначались для обеспечения боевых действий пехоты, артиллерии и кавалерии, ведения крепостного строительства, выполнения инженерных задач при осаде и обороне крепостей, минной войны, устройства путей и переправ, телеграфных линий и имели в своем составе саперов, понтонеров, минеров, электриков, воздухоплавателей, военных железнодорожников и связистов.

 

Подготовка офицерских кадров для инженерных войск.
Развитие военно-инженерной мысли в России

Военное образование как самостоятельная отрасль Специального образования, система подготовки военных кадров зародилась в России на рубеже XVII—XVIII вв- У его истоков стоял видный государственный деятель Петр I.

Создавая регулярную армию, Петр I придавал большое значение военно-инженерному делу, считая, что от него во многом зависит успех боевых действий войск. «Зело надо,—говорил он, — чтобы офицеры знали инженерство, буде не все, то хотя часть онаго...» Нужны были специальные школы для подготовки отечественных инженерных кадров.

В литературе, посвященной истории инженерных войск, военного и военно-инженерного образования, высказываются различные точки зрения о времени возникновения первой московской военно-инженерной школы. Указывается и 1698 и 1699 г. Исследования подлинных документов того времени показали, что наиболее ранним из дошедших до нас распоряжений Петра I является указ о создании школы Пушкарского приказа.

Упомянутый указ гласит: «...в прошлом 1701-м году января в 10-й день по имянному великого государя указу... велено на новом пушечном дворе построить деревянные школы и в тех школах учить пушкарских и иных посторонних чинов людей и детей их словестной и письменной грамоте и цифирю и иной инженерной наукам и будучи им в тех школах учитца вышеписаным наукам с прилежанием, а выучась, без указу с' Москвы не съехать, также в иной чин кроме артиллерии не отлучатца и кормить и поить их в вышеписаяых же школах».

Таким образом, датой рождения первой инженерной школы в России с полным основанием можно считать 10 января 1701 г.

Вывод о создании в рассматриваемый период инженерной школы как самостоятельного военно-учебного заведения подтверждается более поздним распоряжением Петра I от 19 июля 1702 г. о переводе из пушкарской в инженерную школу 24 человек.

Школа имела три части (класса): школа «верхняя», она же инженерная, и две школы нижние—«цифирная» и «словесная». Словесная школа—низший класс, цифирная—средний, а верхняя, или инженерная,— старший. Срок обучения устанавливался 2 года.

В 1712 г. выходит указ о расширении инженерной школы. Характерно, что вначале большинство учеников школы были из «простого звания». Дворянство в ту пору не желало отдавать своих детей для обучения специальности, которая была связана с «черным трудом». Положение изменилось только после выхода царского указа о явке в инженерную школу дворянских детей под угрозой «потеряния чести и живота»: «Буде кто из них... не явится и за что чинить им смертну казнь и поместье и вотчины их взять на великого государя бесповоротно».

С увеличением армии возрастала потребность в военно-инженерных кадрах. 17 марта 1719 г. учреждается инженерная школа в Петербурге, а в 1723 г. московская и петербургская школы были объединены в одну, получившую наименование «Петербургская инженерная школа». Руководил школой один из образованнейших инженеров того времени — Де-Кулон.

Роль военных инженеров подчеркнута в документах Военной коллегии: «Инженерные и минерные офицеры как в рангах, так и в окладах от армейских офицеров отличены для того, что они прочих офицеров, кои только одинарною шпагою служат, наукой превосходят... Которые офицеры инженерству искусные, прежде оных до высших чинов производятся».

Сложившаяся система подготовки военно-инженерных специалистов дала способных военных инженеров—В. Д. Корчмина, А. П. Ганнибала и др., которые в ряде областей военно-инженерного дела значительно опередили западноевропейских специалистов. Появилась общетехническая и военно-техническая литература, которая не только знакомила обучающихся с новейшими достижениями инженерной теории и практики, но и развивала самобытное, полное оригинальных идей творчество, свойственное отечественным «розмыслам» с древнейших времен.

После смерти Петра I в результате контрреформ, проведенных стоявшими у власти временщиками-иностранцами, инженерные войска, а с ними и инженерная школа пришли в упадок. В 1728 г.. инженерная школа потеряла самостоятельность и была слита с артиллерийской. Выпуски военных инженеров почти прекращаются. В Россию вновь стали приглашать иностранных специалистов.

Положение несколько улучшилось только к середине XVIII в., когда благодаря деятельности П. И. Шувалова математические и военные науки стали преподаваться с большей основательностью. Из объединенной школы в 1761 г. вышел прапорщиком М. И. Кутузов — будущий великий полководец, герой Отечественной войны 1812 г.

В 1762 г. на базе артиллерийско-инженерной школы был образован Артиллерийский и инженерный шляхетский корпус, в котором обучались только дети дворян. Преобразованный в 1801 г. во 2-й кадетский корпус, он практически потерял свое специальное направление: учебное заведение теперь готовило офицеров для всех родов войск, в том числе для артиллерии и инженерных частей. Подготовка инженерных кадров постепенно сокращалась: в войска выпускалось по четыре-пять военных инженеров в год.

Это обстоятельство отрицательно сказывалось на состоянии инженерного дела в армии. Великие русские полководцы А. В. Суворов и М. И. Кутузов, хорошо зная сложившуюся обстановку, принимали меры к повышению инженерной подготовки войск.

Крупнейшей заслугой А. В. Суворова в развитии отечественного военно-инженерного искусства явилось введение новых методов инженерной подготовки в армии. Обучая войска в обстановке, максимально приближенной к боевой, Суворов добивался от подчиненных умения строить и штурмовать укрепления, форсировать водные преграды, действовать, применяясь к местности, совершать переходы через горы и болота.

Суворов строго требовал от своих офицеров и генералов отличного знания инженерного дела. К военным инженерам относился с большим уважением и доверием, высоко ценил их как всесторонне подготовленных специалистов.

К началу XIX в. армия численно выросла, и возросшие потребности в хорошо подготовленных командных кадрах настоятельно требовали перестройки системы военного образования. В 1804 г. по предложению военных инженеров П. К. Сухтелена и И. И. Князева была учреждена инженерная школа для «образования инженерных кондукторов». Обучалось в ней около 50 человек. В 1810 г. по ходатайству военного инженера К. И. Оппермана школа преобразуется в инженерное училище, которое включало кондукторское отделение, готовившее молодых людей к званию офицеров инженерных войск, и офицерский класс, выпускавший военных инженеров. Однако краткосрочность подготовки и значительный отрыв от практических задач не соответствовали требованиям боевой практики.

Опыт Отечественной войны 1812 г. и полководческая деятельность М. И. Кутузова оказали благотворное влияние на дальнейшее развитие русского военно-инженерного искусства и совершенствование подготовки специалистов. 24 ноября 1819 г. было создано Главное инженерное училище, положившее начало высшему военно-инженерному образованию в России. С этого времени начинается история Военно-инженерной академии, ныне носящей имя В.В. Куйбышева.

А сегодня, к 2007 году закончилась славная история Военно-инженерной академии...

АКАДЕМИЮ ПРЕОБРАЗУЮТ В ИНСТИТУТ

ВПК №3 (119) 25 - 31 января 2006 года

Статс-секретарь - заместитель министра обороны РФ генерал армии Николай Панков сообщил, что Военно-инженерная академия будет преобразована в Военно-инженерный институт при Общевойсковой академии Вооруженных Сил РФ.

По его словам, "это решение уже согласовано с начальником Инженерных войск Минобороны РФ генерал-полковником Николаем Сердцевым и утверждено руководством Минобороны РФ". Вся база Военно-инженерной академии, находящейся в Москве на Покровском бульваре, будет перенесена в Лефортово, где Минобороны имеет хорошие жилые помещения и достаточную материально-техническую базу. Причем количество слушателей в Военно-инженерном институте не уменьшится. По словам замминистра обороны, в ближайшем будущем в Лефортово планируется создать Военно-инженерный центр Минобороны РФ, "оснащенный самым современным оборудованием и техническими средствами". Он отметил, что преобразование Военно-инженерной академии в институт осуществляется в рамках второго этапа Федеральной целевой программы реформирования в системе военного образования, рассчитанной на период с 2006 по 2010 г. Под сокращение или слияние с другими вузами в течение ближайших пяти лет подпадет всего 17 военно-учебных заведений Минобороны РФ. Это прежде всего те институты, где обучается менее одной тысячи курсантов и слушателей, а также где слабая материально-техническая база и низкий уровнь подготовки будущих офицеров.

Благодаря усердию и старанию господина Г. Грефа, которому очень понравилась база Военно-инженерной академии, находящаяйся в центре Москвы, в кузнице офицерских кадров инженерных войск России потух огонь. Не трудно догадаться, что не один год стоимость земли и зданий на Покровском бульваре не давала покоя нашим членоправителям.



  В начало страницы  

На страницу автора

708-й отдельный инженерно-десантный батальон

Тюменское ВВИКУ